понедельник, 24 сентября 2012
Сопутствующее минимальным изменениям рассуждениеНачинали Сартром, заканчиваем Бердяевым. Это и зовут "интеллектуальным сладострастием", наверное. Философская оргия равнозначна книгофильскому блядству.
Самое смешное - Бердяев пишет о себе, а я чувствую нутряное сходство. Он пишет то, что я не могла выразить словами. Вернее, то, что я не закончила писать. "Человек есть также существо многоэтажное. Я всегда чувствовал эту свою многоэтажность. Огромное значение имеет первая реакция на мир существа, в нем рождающегося. Я не могу помнить первого моего крика, вызванного встречей с чуждым мне миром. Но я твердо знаю, что я изначально чувствовал себя попавшим в чуждый мне мир, одинаково чувствовал это и в первый день моей жизни, и в нынешний ее день. Я всегда был лишь прохожим," - пишет Бердяев, и я понимаю, что у меня больше нет дороги назад. Я никогда не буду здесь, потому что априорно и несомненно для меня "множенье множеств".
"Что может быть экзистенциальней моей собственной экзистенции?" - вот это вопрос моей личной эпохи на данный момент. Есть ли творчество, в котором не присутствует имманентно авторское "я"? Даже если все в мире - и я в том числе - случайно, само существование "я" - это та самая упорядочивающая сила. Если философия бесполезна, то мне стоит прямо сейчас проломить себе череп - и отказаться и от разума, и от чувства, и от жизни в целом. Есть Бог или Бога нет - не вопрос. Это неопределенность, с которой должно жить. Жизнь - как явление, как безусловное сейчас, - борьба с неопределенностью. Философия - один из способов - и, вероятно, самый неблагодарный: чем дальше, тем больше вопросов появляется, тем бескрайней поле - и тем дальше от тебя отстоит собеседник.
Я не могу больше слушать всерьез ту музыку, что слушала раньше - ее лепет мил и приятен, но он уже недостаточен. Вечный поиск, вечное движение в никуда и - по большому счету - ниоткуда. Застывшая в своем стремлении Ника Самофракийская.
В этой жизни уже прочитано столько книг, что, казалось бы, можно и остановиться, перестать читать, попробовать жить по-другому. Но - нет. Даже перебирая образы как четки, все равно вожделеешь большего.
В хрустальном замке -
На хрустальных полках -
Так много книг -
И они не прозрачны.
Одиночество в этом замке -
Невыносимо.
Лейтмотив: вожделение к тому, что не имеешь.
@темы:
Existentia