Бывают моменты, когда ничего не хочешь. Потому что руки опускаются, висят мочалом вдоль туловища, а голова годна лишь на то, чтобы самортизировать в нужный час и уберечь это самое туловище от повреждений. Зачем только беречься от повреждений - не ясно.
Вот в такие-то моменты и надо схавать бо-о-о-ольшущую такую ложку дерьма. Ну а что? В дерьме по уши - так и хлебнуть не зазорно. Главное - чтобы дерьмо одухотворяющим было. Чтоб губы так поджались презрительно, носик сморщился там, глазоньки прищурились.
Так вот, граждане, о дерьме.Я не буду писать о том, как меня снова разочаровал отечественный автопром вывернуло наизнанку от отечественного юмористического фентази. Тем более, что а) сам нигде никем и никак в этой сомнительной деятельности не замечен, б) все равно это дерьмо глотаю время от времени. Чтоб приобщиться, так сказать, к окружающей меня обстановке.
Мне просто порой хочется задать вслух несколько вопросов из "Нахуя?.." и "Почему, бля,..?" серии.
Ну, предположим, состряпали вы мир из того, что под рукой было. Предположим даже, что у вас там из двадцати-тридцати - хоть один(пусть и не главный!) герой на человека будет похож. И, предположим, что на все три книги серии у вас там хоть одна метафора добротная будет. Нахуя, на-ху-я, вы, заявляя что будет юмор, выдаете за него всего лишь арго во всех дырах да рояли в кустах? Почему король и попрошайка на одном языке, одним и тем штилем говорят? Почему у героев - ни у одного из них! - нет иного хобби, кроме как заложить за воротник? Да не в том дело, что я там де за моральный и облик и все такое. Я не за чистоту нравов борюсь, чай. Просто странно, что ни у одного из героев(возьмем, например, главного - типа вор и аферист) нет ни одного интереса, выходящего за рамки матрицы "деньги, пожрать, поспать, выпить"? Ну да, в сюжет не вписывается. Конечно. Беда только в том, что в героях и намека нет на что-то живое.
У меня вот знакомые есть, про таких можно бы и историю сочинить - действительно смешную, если напрячь то самое, извилистое, в черепушке которое, - так эти ребята пообвыкшись в новом мире(возьмем для примера классический сюжет "наши - в Хуй-знает-гдеенске"), сразу начнут свои поделки из подручных материалов делать. Просто так, потому что хобби у них такое, все комнаты в безделушках из бисера, проволоки, камня и еще кучи таких вещей.
А еще мне интересно, почему у зарубежных авторов герои чаще оказываются, пусть и штрихами намеченными, но похожими на живых, а у нас такой выводок Марти- и Мэри-Сью, что хочется порой плюнуть, растереть и забыть родной алфавит к чертовой матери? Не потому ли, что они, там, в своих Оклахомах сидя, к совершенно другому привыкли, читая комиксы наравне с классикой? Почему у Линн Флевелинг классический такой плут-авантюрист Серегил мне куда ближе написанного русскими товарищами Арчибальда? Почему приключения мага-Ястребка в его чертовом Земноморье мне кажутся более реальными и достоверными - настолько, что порой хочется прямо там, прямо сейчас оказаться? Беда лишь в том, что переводы мне теперь регалии читать не дозволяют: стыдно ведь, английский же знаю.
Самое смешное - за что-то ведь на всех ресурсах восхищенные отзывы этим мэтрам отечественного пейсательства строчат... Нет, бывают, конечно, и адекватные оценки, вот только выглядят они... никак, на самом деле. Про дерьмовую книгу писать точно то же, что бисер перед свиньями раскидывать. Но и отзыв тогда теряет свой смысл - не поможет же просто "это дерьмо" поверить, что там действительно дерьмо, тут пробовать надо.
Мир состряпать, оказывается, просто: это образная система, что ли. Или набор красок. Не чистый холст, а что-то обладающее какими-то несказанными характеристиками. Вот человека из глины вылепить трудно. Этот непонятный критерий "жизни" - более чем несказанный. Это не тупая сумма переживаний героя по поводу и без. Не наличие в его голове конструктов, идей, ехидных и любых других голосов. Не наличие у героя внутреннего мира. Это наличие у него Дела. Или Страсти. Нет, не дела и страсти все же, а чего-то, чему я пока что не могу подобрать слова.
Если подберу когда-нибудь, то, видно, познаю дао и буду смотреть на палец.