LerAn_Ala
Мы платим долги только тогда, когда хотим влезть в новые.
Внезапно читаю "Содержание и форму" Василия Кандинского. Отсылка в используемой литературе для статьи.
Очень короткое, очень образное эссе. Короткие, практически односложные подпункты/подглавки. Однако - бесконечная глубина мерцающей истины: уже век назад понимание структуры художественного произведения оказывается на бесконечно высоком уровне. Впрочем, я думаю, что так всегда обстоит с истиной. К ней ведет, если верить Декарту, лишь прямая дорога, выстланная лишь достоверным, достойным доверия.
Кстати, Кандинский выражает очень интересную идею возврата искусства к первоначальному синкретизму(но это такой же возврат, какой, например, марксисты предполагают - от протокоммунизма(?) первобытного общества через закоулки разнообразных форм классового неравенства к коммунизму утопическому). Но не мог же один Кандинский стоять с этой точкой зрения? Надо смотреть дальше.
Тем не менее - приятное чтение всегда вызывает недоумение: если все это было написано еще век назад, то что я, пискля, могу добавить? Осталось ли хоть что-то неизведанное и близкое мне? Или вся моя философская карьера будет заключаться в протирании пыли с томиков моей обширной библиотеки - и показывании потомкам тех же яиц, только в профиль?
Даже Беньямин, которого мне тут сегодня припомнили (посоветовали!), в плане понимания языка(который у него очень и очень широк) пока что не успел мне рассказать чего-то откровенно нового(лишь то, что я могла бы и сама себе придумать, если б задалась такой целью - и двигалась к ней с тем же упорством, с которым я стала закатывать истерики). Но я очень на Беньямина надеюсь. Должна же книга оправдать мое доверие, которое ей оказал мой кошелек?
Есть еще Гартман, с которым мы однозначно сходимся в понимании феномена формы (но - опять же - он все сказал до меня)... Я не знаю, что делать с этим всем. Я не знаю, что делать с миром, который из таинственного и неразгаданного превратился в изведанный и лишенный секретов. Даже если это мнимое чувство - оно приводит меня в отчаяние. Но кому бы я ни пыталась его объяснить, описать - я везде встречаю непонимание. Может, я зря ищу его?

@темы: Книги, объекты познания